Гораздо больше видов - около полумиллиарда! - населяло нашу планету в прошлом, но до наших дней не дожило. Сегодня на Земле обитает около 8,7 миллионов видов живых существ - от одноклеточных до млекопитающих. "Эволюция" - это настольный симулятор развития жизни на Земле, основанный на дарвиновском принципе естественного отбора. Все эти существа появились на свет - и покинули его - благодаря одному-единственному процессу эволюции, суть которого можно описать в трёх словах: выживает наиболее приспособленный. Свойства помогают животным в борьбе за пищевые ресурсы, запасы которых ограничены и непредсказуемо меняются со временем. Каждый игрок развивает собственную популяцию живых существ, наделяя их разнообразными свойствами - приспособлениями к условиям окружающей среды. Победителем становится тот из соперников, чья популяция будет к концу игры самой развитой и многочисленной. Существа, которым не досталось пищи, погибают, а выжившие позволяют ввести в игру ещё больше животных и свойств. На их рубашке изображена ящерица - символ животного. Живые существа и их свойства представлены в игре картами. На лицевой стороне карты указано свойство: "Хищник", "Водоплавающее", "Симбиоз", "Мимикрия" - всего 19 разных. Каждая карта, которая лежит на столе перед игроком рубашкой вверх, считается одним из его существ. На некоторых картах указано сразу два свойства: в таком случае игрок должен выбрать, каким из них он хочет наделить своё существо, и повернуть карту нужной стороной вверх. Свойство можно разыграть только на животное: при этом карта подкладывается под существо лицом вверх, - чтобы все игроки видели, каким свойством теперь обладает это животное. Каждый участник начинает игру с шестью картами на руке. Когда животное погибает (от голода или по иной причине), оно вместе со всеми своими свойствами отправляется в сброс хозяина. Ход состоит из четырёх фаз: развития, определения кормовой базы, питания и вымирания. Партия длится несколько ходов - обычно от 10 до 15, - пока не закончатся карты в колоде. В конце хода право действовать первым передаётся по часовой стрелке. В каждой фазе соперники действуют по очереди, начиная с первого игрока. В свою очередь каждый участник разыгрывает по одной карте: либо рубашкой, либо лицевой стороной вверх. Фаза развития - это время, когда игроки могут обзавестись новыми животными и дать им новые свойства. Всеми свойствами, кроме "Паразита", разрешается наделять только своих животных, а "Паразитом" - только чужих. В первом случае карта становится животным, а во втором - свойством. В фазу определения кормовой базы становится известно, сколько еды доступно животным на этом ходу. Некоторые свойства - "Взаимодействие", "Симбиоз", "Сотрудничество" - парные, их нужно разыграть сразу на двух существ. Например, в партии на двоих первый игрок бросает один кубик и прибавляет 2 к его значению, а на троих - бросает два кубика и суммирует выпавшие на них числа. Это количество зависит от числа игроков. Помимо них, в игре также есть синие и жёлтые фишки, однако они используются особым способом. Затем в центр стола выкладывается нужное количество красных фишек еды. Во время фазы питания соперники кормят своих животных, тогда же срабатывает большинство свойств. Синие фишки - это пища из дополнительных источников (например, когда хищник съедает другое существо, он получает именно синие фишки), а жёлтые - жир, накопленный благодаря "Жировому запасу". Обычно животному хватает одной фишки, чтобы наесться, но некоторые свойства увеличивают потребность в пище. Начиная с первого игрока, каждый берёт по одной фишке еды из кормовой базы и кладёт на любое своё существо, которое ещё не накормлено. Очень часто еды на всех не хватает - тогда на помощь приходят свойства. Так, хищникам нужна ещё одна фишка, а тем, у кого завёлся паразит, - ещё две. Но главный способ прокормиться в голодное время - съесть кого-нибудь другого. Например, "Взаимодействие" позволяет получить еду вне очереди, а "Пиратство" - отобрать пищу у других существ. На борьбе хищника и жертвы основано большинство игровых свойств: "Камуфляж" защищает жертву, если у хищника нет "Острого зрения"; водоплавающие существа могут поедать только друг друга, быстрые животные получают шанс убежать от врага, а норные неуязвимы, когда накормлены. Чтобы сделать это, животное должно быть хищником. Когда фишки в кормовой базе закончились (или все животные игроков наелись), наступает фаза вымирания. Если же все эти ухищрения не помогли и животное съедено, то оно уходит в сброс, а хищник получает две синие фишки еды. Чтобы пережить голод, животное может впасть в спячку (но это свойство применяется только раз в два хода) или использовать жировой запас - если накопило его во время прошлых ходов. Каждое существо, которому не хватает до сытости хотя бы одной фишки еды, погибает и отправляется в стопку сброса со всеми своими свойствами. Если после сдачи карт колода исчерпана, соперники доигрывают последний ход и затем подсчитывают победные очки. Наконец, каждый игрок подсчитывает, сколько существ у него осталось, и берёт из колоды по карте за каждое, плюс ещё одну карту сверху. Кроме того, дополнительные очки даются за карты, которые увеличивают потребность в еде. Каждое оставшееся в живых существо приносит своему хозяину 2 очка, а каждое свойство - 1 очко. "Эволюция" - одна из самых популярных отечественных настольных игр, хорошо известная как у нас, так и за рубежом. Тот, кто в итоге набрал больше очков, становится победителем. "Эволюция" - это одновременно и увлекательное интеллектуальное состязание для всех возрастов, и занимательный урок биологии. В неё охотно играют и те, кому нравятся простые недолгие настолки, и любители выстраивать сложные многоходовые стратегии. Состав набора:
- 84 карты;
- 30 фишек;
- 2 кубика;
- правила игры. Недаром "Эволюция" получила высокую оценку не только игроков, но и учёных, и преподавателей. Время игры: 30 - 60 минут. Количество игроков: 2 - 4. Не рекомендовано детям младше 3-х лет. Возраст игроков: 11+. Сделано в России. Содержит мелкие детали.